Data Mining

типография недорого в москве | Горящий тур в грузию из краснодара на сайте old.trader-travel.ru. |

Задача кластеризации


Только что мы изучили задачу классификации, относящуюся к стратегии "обучение с учителем".

В этой части лекции мы введем понятия кластеризации, кластера, кратко рассмотрим классы методов, с помощью которых решается задача кластеризации, некоторые моменты процесса кластеризации, а также разберем примеры применения кластерного анализа.

Задача кластеризации сходна с задачей классификации, является ее логическим продолжением, но ее отличие в том, что классы изучаемого набора данных заранее не предопределены.

Синонимами термина "кластеризация" являются "автоматическая классификация", "обучение без учителя" и "таксономия".

Кластеризация предназначена для разбиения совокупности объектов на однородные группы (кластеры или классы). Если данные выборки представить как точки в признаковом пространстве, то задача кластеризации сводится к определению "сгущений точек".

Цель кластеризации - поиск существующих структур.

Кластеризация является описательной процедурой, она не делает никаких статистических выводов, но дает возможность провести разведочный анализ и изучить "структуру данных".

Само понятие "кластер" определено неоднозначно: в каждом исследовании свои "кластеры". Переводится понятие кластер (cluster) как "скопление", "гроздь".

Кластер можно охарактеризовать как группу объектов, имеющих общие свойства.

Характеристиками кластера можно назвать два признака:

  • внутренняя однородность;
  • внешняя изолированность.

Вопрос, задаваемый аналитиками при решении многих задач, состоит в том, как организовать данные в наглядные структуры, т.е. развернуть таксономии.

Наибольшее применение кластеризация первоначально получила в таких науках как биология, антропология, психология. Для решения экономических задач кластеризация длительное время мало использовалась из-за специфики экономических данных и явлений.

В таблице 5.2 приведено сравнение некоторых параметров задач классификации и кластеризации.

Таблица 5.2. Сравнение классификации и кластерзацииХарактеристикаКлассификацияКластеризация
Контролируемость обученияКонтролируемое обучениеНеконтролируемое обучение
СтратегияОбучение с учителемОбучение без учителя
Наличие метки классаОбучающее множество сопровождается меткой, указывающей класс, к которому относится наблюдениеМетки класса обучающего множества неизвестны
Основание для классификацииНовые данные классифицируются на основании обучающего множестваДано множество данных с целью установления существования классов или кластеров данных
<


- Начало -  - Назад -  - Вперед -